Архив новостей за май 2005 года

 
30.05.05

Заявление пресс-службы Ярославской Епархии по поводу установки памятников в поселке Борисоглеб.

В газете «Новое время» от 18 мая была опубликована статья Н.П. Катащенко, где не точно высказано мнение Ярославской епархии в вопросе установки памятников. Речь в данном случае идет о доработке образов.

Ярославская епархия является одним из инициаторов установки памятников двум русским святым – преподобному Иринарху Затворнику и преподобному Александру Пересвету. Ярославская епархия считает возможным запечатлеть в бронзе величие духа и веры этих подвижников, давших пример высокого служения Богу и Отечеству.

Проект памятников выполнен известным скульптором наших дней Зурабом Церетелли, который передает бронзовые изваяния в дар Борисоглебу. Реализация проекта происходило в сотрудничестве с Ярославской Епархией. Высказанные нами замечания были приняты и отражены в конечном результате.

Однако это неординарное событие, это благое по сути своей начинание встретило неожиданно негативную реакцию со стороны некоторых официальных лиц и определённых кругов общественности, что нашло свое отражение на страницах прессы. Нагнетание обстановки, грозящее перерасти в большой скандал, вынуждает Ярославскую Епархию высказать свою точку зрения по некоторым вопросам, возникающим в ходе продолжающихся дискуссий.

  1. Принято считать, что скульптурные монументы святым не характерны для русской художественной традиции – их функцию на Руси принимали на себя храмы и часовни.Между тем идея такого монумента возникает в конце XIV века, когда в память о явлении св. Николая жителям Можайска во время осады города неприятелем была выполнена в дереве и поставлена на фоне крепостной стены 2-х метровая фигура святого, держащего в одной руке меч, а в другой – модель города. Скульптурное изображение. Николы Можайского очень почиталось. Многократно воспроизведенное на протяжении следующих столетий, оно было установлено также в Пскове, Волоколамске, Мценске и других городах. Но когда в русском искусстве утвердился классицизм, он принес с собой другие темы и других героев.

    В последние годы наметилась тенденция к разработке образов русских святых в рамках классической традиции (памятник Сергию Радонежскому у стен Троице-Сергиевой лавры, святителю Николаю в Магадане). Работы Зураба Церетели для Борисоглеба выполнены в русле этой общей тенденции. Не имея прямой связи с древнерусской традицией в плане пластического выражения, она не чужда ей по духу, а потому отрицание самой возможности постановки памятника святому не представляется правомерным. Вопрос о том, ставить или ставить такой памятник должен решаться только в зависимости от художественных качеств конкретного авторского предложения. В данном случае, цельность, выразительность и одухотворенность образа обнаруживает глубокую внутреннюю связь, как с традициями древней иконописи, так и с традициями русской скульптуры конца Х1Х-начала XX вв. Безусловно, представленные работы можно считать большой творческой удачей автора.

  2. Зураба Церетели упрекают в недостаточном внимании к некоторым деталям исторического характера, таким как атрибуты, одежды и т. п. Здесь следует иметь в виду,что творческий процесс всегда включает в себя согласование ряда принципиальных вопросов с заказчиком или, при необходимости, с консультантом. 17 мая Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл имел встречу с автором проекта, в ходе которой были обсуждены все сложные моменты и в проект внесены необходимые коррективы.

    Следует, однако, отметить, что абсолютная историческая достоверность в деталях никогда не являлась критерием художественности произведения искусства – таким критерием в первую очередь выступает адекватность выраженности смысла в пластическом материале. Художественная форма неизбежно предполагает некую степень условности, причем повышение этой степени условности всегда ведет к углублению символического звучания образа. Пластическая интерпретация образа подчиняется законам, вытекающим из характера материала и специфики художественного языка искусства, в данном случае скульптуры, и в этом творческий процесс художника принципиально отличается от процесса изготовления музейного муляжа, имитирующего исторический предмет. Обыденное сознание чаще всего не ощущает этой разницы и подходит к художественному произведению с критериями, абсолютно чуждыми его природе.

  3. Оппоненты, судя по всему, не слишком компетентные в вопросах художественного творчества, выступают не столько против самого проекта, оценить который по достоинству они просто не в состоянии, сколько против его автора на основании того факта, что кому-то не понравилось какое-то другое произведение этого автора, которое сами они не видели, а также на основании голословного утверждения об отсутствии у него таланта.

    Опыт, однако, показывает, что знание имени автора не является обязательным условием для художественного восприятия произведения искусства. В данном случае независимо от имени автора мы признаем высокие художественные достоинства представленных проектов памятников русским святым, и надеемся, что они станут достойным украшение поселка, расположившегося у стен того древнего монастыря, с которым их связала судьба. Только что вся страна отметила 60-летие великой победы над фашизмом, но приближается еще одна знаменательная дата – 625 годовщина Куликовской битвы. Такие события всегда сопровождаются подъемом национального самосознания. Мы надеемся, что установка памятников русским святым будет способствовать укреплению патриотических чувств и религиозного духа жителей поселка и его многочисленных гостей и выражаем благодарность всемирно известному мастеру за его интерес и внимание, проявленные к святыням ярославской земли.

    В свете вышеизложенного вызывает удивление и озабоченность то обстоятельство, что организаторы этой непродуктивной и, по сути, вредной для русского национального самосознания дискуссии не принадлежат к числу верных чад Русской Православной Церкви, являясь приверженцами одного из старообрядческих согласий. При этом, они предпочитают критиковать именно духовенство Московской Патриархии, а не свое собственное. Используя свой официальный статус и широкую известность в обществе, инициаторы дискуссии пытаются оказывать влияние на внутреннюю жизнь Церкви. С другой стороны, прикрываясь заботой о Православии, зарабатывают политические дивиденды. Ярославская Епархия считает такое положение дел совершенно недопустимым и соблазнительным для православного народа.


Фестиваль авторской песни.

С 27 по 29 мая ансамбль Духовенства Ярославской епархии принял участие во Всероссийском фестивале авторской песни «Куликово поле». Этот фестиваль проходит уже в четвертый раз, приурочен ко Дню памяти героя Куликовской битвы – Благоверного князя Димитрия Донского. Каждый год в начале лета Куликово поле собирает полки своих друзей, соратников, почитателей, любителей истории и песен, самых разных и лирических и патриотических. В этом году в эти мирные полки вливаются отцы Ярославской епархии, как когда-то на Куликово поле пришли дружины князей Ярославских и князя Курбского. Как обещают организаторы фестиваля – Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» и министерство образования РФ в этот юбилейный год 625-летия Куликовского сражения всех гостей и участников фестиваля ждут сюрпризы. Особым призом будет отмечена песня о Куликовом поле, первым ратном поле России.

Ансамбль Ярославского Духовенства на фестивале «Куликово поле» будет представлять ряд песен военных лет. Недавно выпущенный ими диск в канун 60-летия Победы завоевал уже популярность среди ярославцев. Теперь современные батюшки осваивают другие рубежи. Их участие в фестивале авторской песни благословил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, который испытывает особый трепет к этому историческому месту. В свое время Владыка Кирилл был основателем возрождения богослужений в храмах Куликова поля. И не раз Ему в этом святом месте доводилось совершать панихиды по воинам, павшим за Отечество во все времена. Свой фестиваль авторской песни «Исповедь сердца» Ярославская епархия будет проводить 23 июня в дни Святой Троицы. В Ярославль приедут исполнители патриотических песен известные в России, например, Людмила Конова. Примут участие и в Ярославском фестивале ансамбль Духовенства. Но пока пожелаем им удачно выступить на Куликовом поле.


День Царевича Димитрия.

28 мая в Ярославской епархии в древнем городе Угличе будет отмечаться День Царевича Димитрия. Накануне состоятся Димитриевские чтения, посвященные проблемам социального служения молодежи. В их работе примет участие митрополит Симон, а также священники Ярославской епархии.

28 мая! Этот день значится в Православной истории, как день убиения Покровителя древнего города Углича – Страстотерпца Царевича Димитрия. Этот день стал особенно дорогим и родным для многих угличан. Вспоминаются слова Преподобного Серафима Саровского о России: «Господь помилует Россию и путем страдания приведет её к Великой Славе». Святая Церковь считает Царевича Димитрия особым покровителем детей. Праздник в этот день отличается глубоко умилительною торжественностью. После литургии вокруг «Царевича дворца» с торжественным крестным ходом обносится, при пении тропаря Царевичу, плащаница и одр, на котором Святые мощи Царевича были унесены из Углича в Москву. Под плащаницу и одр углические граждане все без различия званий и состояний – почитают непременно своею обязанностью поднести, или подвести своих детей. Глубокая вера, что злодейская рука убила только тело Св. царевича, а святая душа его предстоит престолу славы Царя Небесного, и незримо для чувственных очей, но тем не менее действенно отзывается, милостиво призирает на тех, кто с усердием молитвенно обращается к св. Царевичу, - эта глубокая вера превращает день заклания - этот некогда ужаснейший день - в светло радостный праздник – в «Царивечев день».

Особую заботу этого праздника приняла глава администрации города Углича Э.М. Шереметьева, за что была удостоена высокой Патриаршей наградой – орденом «Святого Царевича Димитрия». В настоящее время «День царевича Димитрия» празднуется 10 дней под названием «детская просветительно- творческая благотворительная декада «Благостина». В эти дни местное духовенство посещает детские дома, школы и другие учебные заведения, устраиваются детские лекции – проповеди в библиотеках, собираются конференции. Приезжают дети многих Воскресных школ и не только нашей епархии. Проводятся концерты и устраиваются конкурсы духовного содержания.

28.05.05

Поздравление архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла
с днем города Ярославля.

Ярославль вступил на путь подготовки к славному своему юбилею. Многое предстоит сделать нам в ближайшие пять лет. И мы уверены, что наш город станет намного краше, лучше. Залогом этого является любовь ярославцев к своей малой Родине, к ее удивительной истории, начинающаяся в далекой древности. Конечно же, хочется надеяться, что в ходе подготовки к юбилею свою первозданную красоту приобретут храмы древнего града, в них будет звучать слово Божие, ведь для этого они создавались нашими предками. Испокон веков в Ярославле многое взращено Православием, верой наших отцов и дедов, которую мы и должны хранить, как завещано нам было…

Но в тоже время хотелось бы напомнить, для кого мы все создаем, строим, восстанавливаем. Мысль о поколениях, которые должны жить вслед за нами не должна нас оставлять. Рамки юбилея не должны включать только заботу об архитектурных формах, даже столь красивых как ярославские. Никогда не надо забывать о строительстве и формировании духовно-нравственных начал в сознании наших детей, которые сейчас еще сидят за студенческими, школьными партами, или занимаются в детских дошкольных учреждениях. И каким быть Ярославлю, какой быть России в целом зависит от них. Будут ли они беззаветно любить свою родину? Успехи, достижения города – это заслуги многих поколений людей разных призваний и профессий, которые оставили здесь частичку своей души и таланта.

Дорогие ярославцы!
От всей души поздравляю Вас с Днем города! Верится, что в этот день каждый из нас и все мы вместе ощутим духовное и человеческое единение в общей любви к земле праотцев, к ее суровому, но прекрасному прошлому, ко всему тому святому и дорогому, что от века и доныне хранимо в душах ярославцев. И, даст Бог, град наш, сохранивший в своем благолепие православных святынь, исполнится, как в прежние времена, светом веры и единением в лоне Матери-Церкви. Желаю всем ярославцам радости и благополучия, успехов и новых свершений на благо и во славу Ярославля! Божье благословение да пребывает со всеми нами. Пусть хранит Ярославль Господь и Матерь Божия, и не оставляют нас Ярославские чудотворцы.

Кирилл, Архиепископ Ярославский и Ростовский

27.05.05

27 мая – день Ярославской Печерской иконы Божией Матери.
Явлена она была в 1823 году в Ярославле в храме Происхождения Честных Древ архиерейского дома (ныне музей-заповедник) мещанке Добычкиной, исцелившейся от тяжелой болезни. С этого времени от иконы стали совершаться многочисленные чудеса. Исцелилось более двадцати человек разных лиц и сословий, о чем было сообщено Святейшему Синоду. С годами в церкви был произведен надлежащий ремонт: окна увеличены, стены расписаны, все лики подновлены. Во всем благолепии в 1860 году при архиепископе Ниле храм был освящен во имя Печерской иконы Божий Матери. Церковь эта занимала нижний этаж звонницы Спасо-Преображенского монастыря, в настоящее время используется под нужды государственного музея-заповедника. Ярославская епархия ходатайствовала перед руководством музея совершить в этом святом месте Божественную литургию, или отслужить молебен.

24.05.05

24 мая необъятная наша Россия отмечает День славянской письменности, напоминающий нам, что мы, россияне, стали сонаследниками и обладателями того богатого речевого склада тех Богом данных глаголов, к которым нас приобщила вера Православная. К прискорбию, в наши дни всеобщему распаду и оскудению стал подвержен великий и могучий наш русский язык, - тот самый, который мы наследовали от солунских братьев Кирилла и Мефодия, который стал узорочьем и украшением народной жизни и нашей культуры. Именно его, по поэтическому завещанию Ивана Бунина, нам следует хранить и беречь:

     Молчат гробницы, мумии и кости,
     Лишь слову жизнь дана.
     Из вечной тьмы на мировом погосте
     Звучат лишь письмена.
          И нет у нас иного достоянья,
          Умейте же беречь,
          Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
          Наш дар бесценный - речь.
Магистр богословия О.М.Сенин

17.05.05

18 мая, в среду, празднуется явление иконы Божьей Матери "Неупиваемая Чаша", которое случилось в 1878 г. Тульский крестьянин по имени Стефан был одержим пороком пьянства. Однажды ему во сне явился старец и повелел идти в Серпуховский монастырь под Москвой к иконе "Неупиваемая Чаша". Стефан, без гроша денег, все же отправился в монастырь и просил там отслужить молебен перед указанной ему иконой. Из Серпухова Стефан возвратился совершенно здоровым. Известие о чудотворной иконе быстро распространилось по всей России. Родные и близкие тех несчастных, которые страдали приверженностью к винопитию, стремились побывать в Серпухове, чтобы помолиться Богородице перед ее образом. Потому то, в Высоцком монастыре для этих людей каждый воскресный день совершался молебен с акафистом перед иконой "Неупиваемая Чаша". В наши дни, когда алкоголизм, который одновременно представляет собой порочную привычку и болезнь, сделался своего рода национальным бедствием, тысячи и тысячи устремляются в Серпуховской Высоцкий монастырь, прося помощи у Господа и Царицы Небесной.

Напоминаем, что в магазине "Православный мир", что расположен на Богоявленской пл., мы можете приобрести не только образ, именуемый "Неупиваемая чаша", но и литературу с советами и рекомендациями, которые помогут вам противостоять всеразрушительной алкогольной зависимости. И помните, что по вашей, пусть и малой вере, Господь пошлет вам свои силы и помощь. Не теряйте надежды в его спасающую благодать.

Магистр богословия О.М.Сенин

14.05.05

В предстоящее воскресенье,  15 мая, мы вспоминаем о женщинах, которых принято называть женами-мироносицами. Это они на третий день после распятия своего Господа и Учителя первыми поспешили ко гробу, чтобы умастить благоуханным маслом Его тело, и тем самым приготовить его к погребению. Во дни земной жизни Иисуса Христа эти женщины во всем хранили верность своему Господу и Учителю, поэтому и после его смерти были исполнены желанием послужить ему, приготовив его тело к погребению. Поэтому не случайно, что Господь после Своего Воскресения первым явился одной из них, Марии Магдалине. Подобно тому, как преданные Христу женщины сопровождали Его до креста, а затем поспешили ко гробу, так и в годы гонений на церковь именно женщины, наши бабушки и матери наполняли немногочисленные храмы. Своим бесстрашием, твердостью и преданностью православию они сохранили и донесли веру до наших дней.

Именно поэтому день святых жен-мироносиц во второе воскресенье после Пасхи достоин стать всенародным празднованием в честь всех женщин, наших матерей, жен и сестер. В этот же день, 15 мая празднуется перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба, страстотерпцев, погибших от руки своего сводного брата в 1015 г. Для нас они особенно дороги тем, что были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквями.

Сообщаем, что по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла в городе создан и действует православный клуб "Вектор", который проводит свои занятия с понедельника по пятницу с 18 часов по адресу: Богоявленская площадь, д.4. За чаепитием, в душевно согретом общении, вы можете многое узнать о свящ. Писании, прошлом и настоящем русской церкви, о том, как вера помогает молодым осознать свое жизненное предназначение и не идти на поводу у разрушительных искушений нашего века.

Магистр богословия О.М.Сенин


Мышкинское благочиние

Как только в Мышкине стал действовать Успенский собор, так сразу его верными прихожанами стали люди уже и тогда преклонного возраста. Кратко об их жизни, судьбе рассказом поделился настоятель храма отец Александр Иванов. За краткими строчками биографии каждого угадывается сложная непростая жизнь, которая у этих людей даже в самые тяжелые годы была и есть с Богом. Вера помогала им выстоять, выжить, победить. Многая им и Благая лета! Не смотря на свой возраст, все они активные неравнодушные помощники батюшки. Благодаря именно им, их жизненному примеру хранятся православные традиции, и мы, поколение детей и внуков участников Великой Отечественной имеем возможность молиться в действующих храмах, которые восстанавливаются радением, старанием наших стариков.
Помоги им Господи!

Борис Николаевич Чижов, родился 19 июля 1919 года в семье крестьян в Мышкинском уезде. С 1939 года был призван в армию, откуда и попал на фронт. Во время войны служил в артиллерийском полку, шофером в Житомире. Войну закончил в 1945 году в Германии. Борис Николаевич человек верующий, с 8 лет прислуживает в алтаре. Имеет двоих детей сына и дочь и 7 внуков, 2 правнука.

Клавдия Ивановна Медведева, год рождения 1923. Родом из Мышкинского уезда из семьи крестьян, во время войны работала на льнозаводе. Делали волокно для армии. Шила белье для военных. Победу встретила в колхозе, дома. С детства при храме. Родила 7 детей. Муж пришел с войны инвалидом, недавно умер. Клавдия Ивановна имеет 12 внуков и 10 правнуков.

Мария Васильевна Ласточкина, родилась в 1918 году в семье крестьян в Калининской области. Во время войны попала в г. Мышкин, где работала в детских яслях. Муж воевал на фронте, погиб. Мышкинские горожане помогали фронту на колхозных полях. Победу встретила Мария Васильевна в самом городе Мышкине. Мария Васильевна является прихожанкой нашего храма со дня его открытия. Имеет 3 детей, 5 внуков, 5 правнуков.

Лидия Ивановна Кускова, год рождения 1922. Родилась Лидия Ивановна в семье крестьян в Мышкинском уезде. Из блокадного Ленинграда выехала в 1941 году и работала учительницей в Введенской школе Шестихинского района. Во время войны вязала носки, шила кисеты, писала письма на фронт для поддержки солдат. Кроме этого все отпускные дни проводила на работе в колхозе. Победа пришла домой во время работы. На фронте погибли почти все мужчины немаленькой семьи. Муж пришел домой без руки. Имеет двоих детей, двоих внуков. Несмотря на роботу в школе, Лидия Ивановна веру православную в своем сердце. Со дня открытия нашего храма стала постоянной прихожанкой.

Александра Ивановна Суворова, год рождения 23 февраля 1921 года. Родилась в Ленинграде в многодетной семье, отец и мать рабочие, детей было семь человек, в армию призвали в 1941 году в ополчение. В 1942 году призвали на Балтийский флот. Служила в дивизионе 260-й бригады морской пехоты – телефонисткой, ее позывные были «лань». Была в боевом расчете на оружие по кораблям противника. В 1944 году была снята блокада на финском заливе Лавенсаари, и пришлось освобождать остров Даго, победу праздновали на острове Даго. В православной вере воспитана родителями с детства и никогда не отрекалась от веры. С момента возобновления богослужений в городе Мышкине она является скромной певчей в православной церкви.

13.05.05

КАЗАЧАТА.

Год назад на Ярославской земле с большим успехом проходили концерты Майкопского муниципального детского фольклорного народного ансамбля «КАЗАЧАТА». Многие из тех, кто побывал на их концертах, с нетерпением ждали снова с ними встречи. И вот она наступила! С 12 по 16 апреля ансамбль «Казачата» - гости нашей Епархии. Чьё сердце не дрогнет, чья душа не умоется светлым чувством восторга при виде этих отчаянных, вихрастых хлопцев-танцоров в красноверхих «кубанках» и тго перепоясанных черкесках, этих ясноглазых дивчин-певуний с переливчатой радугой лент в волосах и звонкими монистами на груди!

17 лет назад на школьном вечере в Майкопской средней школе № 8 ведущий объявил о выступлении только созданного фольклорного ансамбля «Казачата». Все эти годы ансамблем бессменно руководят его организаторы – талантливые педагоги, большие знатоки и энтузиасты народной культуры и казачьих традиций - Заслуженный работник культуры республики Адыгея, Заслуженный учитель Кубани Наталья Уварова и её муж Анатолий Уваров.

Сегодняшний ансамбль «Казачата» - уникальный детский фольклорный коллектив со своим неповторимым творческим лицом и благодарным зрителем. Два состава ансамбля объединяют более 75 ребят. В последнее время из ансамбля выделилось несколько новых коллективов, каждый из которых уже заявил о себе ярко и самобытно. Это ансамбль «Долина» и детские коллективы «Зёрнышко» и «Горошинки», в которых подрастают, набираются сил будущие солисты основного состава.

Каждый год ансамбль «Казачата» даёт более 60-ти концертов. Его искусство хорошо знают не только майкопчане, жители станиц и аулов Адыгеи, Краснодарского края. Юным солистам и танцорам аплодировали в Сербии, Берлине, Катовицах, Киев, Минске, Севастополе и Сочи. Ансамбль лаурет и дипломант многих международных, российских, республиканских и региональных фестивалей и конкурсов, обладатель одной из наиболее престижных премий фонда «Истоки» Центра культуры Кубани, прмии Союза молодёжи Адыгеи.

Секрет популярности «Казачат» в их верности народным традициям, искренности и непосредственности. Афиша ансамбля включает 90 произведений песенного, танцевального народного творчества. Это песни черноморских и линейных кубанских казаков, донских и терских казаков, старинные казачьи игры и обряды, народные казачьи песни: походные. лирические, трудовые, частушки и припевки. В последнее время ребята 9 лет назад на базе ансамбля была создана Майкопская школа народной культуры и казачьих традиций. Сегодня на пяти её отделениях успешно постигают азы народной культуры, песенно-танцевальных традиций и промыслов десятки юных майкопчан. Питомцы школы провели несколько фольклорных экспедиций. Их усилиями организован музей казачьей культуры.

У «Казачат» много друзей, чья помощь и поддержка помогают им радовать людей своим жизнеутверждающим, многоцветным искусством. Это администрация города Майкопа, Государствнный Кубанский казачий хор, Государственный оркестр русскх народных инструментов «Русская удаль», государственные ансамбли песни и танца «Нальмэс» и «Исламей», их сверстники из фольклорных детских коллективов Курганинска, Апшеронска, городов и станиц Кубани, России, Украиы и Белоруссии.

К нам в гости «Казачата» приезжают с добрым творческим настроением и горячим желанием порадовать зрителей, ещё раз подтвердить своим искусством крепость и неискоренимую жизненную силу известного каждой казачьей семье присловья: «казачьему роду нэма переводу».

Концерты ансабля «Казачата» состоятся:
13 мая в 18.00 – город Рыбинск, Клубный комплекс «АВИАТОР».
14 мая в 14.00 – город Переславль-Залесский – ООО «Культурный центр «СЛАВИЧ».
15 мая в 18.30 – город Ярославль – ТЕАТР имени Волкова.

Цена билетов в Ярославле от 50 до 120 рублей. Билеты в кассе театра.
Справки по телефону 95-17-71.

11.05.05

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл: «Желаю всем обрести Христа»!

Пасха Христова для православных верующих – это, своего рода рубеж. Заканчивается один церковный круг, и начинается новый. В преддверии светлого праздника мы встретились с архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом, чтобы поговорить о том, с какими успехами и проблемами подошла Ярославская епархия к нынешней Пасхе.

- Ваше высокопреосвященство, это уже третья Ваша Пасха на ярославской земле. Давайте подведем итоги: что за этот период Вам удалось сделать, а какие проблемы еще остались нерешенными?

- Говорить об итогах, наверное, преждевременно. Когда я приехал в Ярославль и познакомился с обстановкой, я подумал: ну, пройдет полгода, что-то может быть изменено. Но потом понял, что еще долгое время мне это сделать не удастся, хотя те проблемы, которые были на виду, решились достаточно быстро. Была передана монастырю Толгская икона Богоматери, в ведение епархии перешло здание духовной консистории, мы открыли православную гимназию, создали хороший архиерейский хор, наладили богослужебную жизнь в Федоровском кафедральном соборе. А вот проблемы внутреннего, духовного характера, оказались гораздо более сложными. Самая большая проблема Ярославской епархии, на мой взгляд – это нецерковность населения. Когда я сюда приехал, то удивился, что во многих городских храмах не было вечернего богослужения, колокольного звона, пришлось бороться с таким диким явлением, как отпевание в ритуальных залах и так далее. Особое мое попечение о сельских приходах. Есть, конечно, очень деятельные батюшки, которые приходят, и за год делают для храма очень много. Вот, на прошлой неделе мы ездили освящать новые кресты для храма села Зарницино Тутаевского района. Люди там очень радостные и теплые, и все это напоминает хорошую церковную общину. Тоже самое в селе Григорьевском, в Глебовском. Священники действительно трудятся, стараются, занимаются приходом, стараются привлечь состоятельных людей для обновления храма. Вокруг таких храмов сплачивается народ, возникает настоящий приход. А есть другие примеры, которые очень огорчительны для меня. К примеру, в прошлом году мы приехали в село Хопылево – это родина Федора Ушакова. Мы отслужили там молебен, после которого ко мне подошли люди, и стали просить не открыть у них церковь и прислать священника, а пустить автобус. Такая же картина в Некоузском районе, куда мы ежегодно ездим в день памяти воинов, погибших на реке Сить в 1237 году. Люди обращаются с совершенно мирскими просьбами, не как к церковнослужителю, а как к светскому чиновнику. Я не могу их за это осудить, мне просто больно смотреть, как умирает деревня – и физически, и духовно. Эта брошенность, оставленность, чувствуется в сельской местности повсеместно. Не от хорошей жизни я благословил занять пост председателя колхоза сельского священника Григория Королева в Даниловском районе. Это происходит оттого, что общество иссякло. Сегодня мужского трудоспособного населения практически нет на селе и это большая боль. Правда, есть и радостные моменты. Например, я встречал в маленьких сельских школах такие музеи, каким могли бы позавидовать и городские, и учителя в деревнях удивительные, за свои копеечки стараются, вытягивают своих детишек. И это вселяет хоть какую-то надежду..

- В этом году гражданский праздник 1 мая совпадает с Пасхой. Как к этому совпадению относится Церковь?

- На сегодняшний день я не вижу ничего, чтобы нас разъединяло в этом обществе. За довольно короткий промежуток времени мы пережили столько потрясений, что хватит не только на нашу с вами жизнь, но и на жизнь следующих поколений. Мне кажется, что мы уже должны прийти к пониманию, что если у нас одно прошлое, то и будущее тоже одно. Церковь старается объять каждого человека, независимо от его политических убеждений, для того, чтобы люди поняли, что партии приходят, уходят и меняются, а есть истины, которые остаются непреложными. Тот же Зюганов посещает церковные службы, проповедуя тем самым свою принадлежность к духовно-историческим ценностям Православия. Мы видим и людей других убеждений, которые сегодня примыкают к той основе, на которой выжило наше общество, и это совершенно нормальная тенденция.

- А будет ли ярославская епархия как-то участвовать в праздновании 60-летия победы? Есть ли у нас в Ярославской области священники, которые воевали?

- Из оставшихся в живых священнослужителей, реально участвовал в боевых действиях только архиепископ Михей, который прошел всю войну. Но в этот день мы помним не только священников, но и прихожан. У нас есть монах, живущий в Пошехонии, который был летчиком на фронте, есть священник, который в 13 лет стал работать на заводе, был тружеником тыла, есть отец Сергий Вишневский, который на фронт не попал, но был в подготовительных частях, и есть еще несколько десятков человек, которые так или иначе участвовали своим трудом или своим подвигом в деле Победы. Всех их мы помним, и все они будут окружены должным вниманием в эти дни. Но на мой взгляд, отношение к этому празднику, должно проявляться не только в любви, тепле и заботе о ветеранах. Мы должны думать не только о прошлом, и о том, какая славная история была у нас несколько десятков лет назад. Нам надо на примере этого славного достояния прошлого, выстраивать свое будущее. А будущее возможно только при объединении людей. Когда началась война, весь народ объединился, даже те, кто были изгнаны советской властью с территории СССР, являлись эмигрантами, горячо сопереживали этим событиям и желали победы русского оружия в этой войне. В эти дни мы тоже стараемся объединиться. 5 мая – у нас пройдут общеепархиальные торжества, посвященные Дню Победы. Мы отслужим Божественную литургию в храме на Леонтьевском кладбище, возложим венки на могилы павших воинов, а затем будет маленький парад учеников кадетских классов, которые курирует Православная Церковь. Затем праздник продолжится в епархиальном управлении, где будет прием для ветеранов. Специально для этого учащиеся Православной гимназии готовят представление. На Богоявленской площади будет организована военно-полевая кухня с солдатскими песнями. В общем, постараемся отметить праздник достойно. Вообще же, Светлая седмица, как называется неделя, идущая после Пасхи всегда для людей церковных знаменовалась делами милосердия. И я знаю, что многие наши приходы планируют посещения детский домов, различные благотворительные акции. Мы обязательно посетим узников, которые заключены в тюрьмах Ярославской области, постараемся, чтобы Пасхальная радость в эти дни стала всеобщей.

- Нашим читателям было бы интересно узнать, как архиерей отмечает Пасху, и какие у вас любимые праздники?

- Архиерей отмечает Пасху как всякий нормальный христианин – он сначала участвует в службе, а потом вместе с духовенством, и народом, который помогал в службе, ночью разговляется. Затем начинается Светлая седмица, которая заключается в том, чтобы посетить как можно больше храмов и приходов епархии, похристосываться с народом. Главное событие Светлой седмицы, это, безусловно, общегородской крестный ход на Ильинскую площадь, и встреча благодатного огня из самого Иерусалима, который привозится к нам уже второй год. Потом, безусловно, Радоница, поминовение усопших – у каждого из нас есть родные могилки, которым мы идем поклониться в этот день. Что касается любимых праздников, то, помимо Пасхи, для меня всегда был особым праздник Рождества Христова. Воспоминания о нем сохранились с детства, когда я еще был ребенком, и за плечами не было никакой житейской тяжести, и все воспринималось совершенно непосредственно. И до сих пор этот праздник я чувствую особенно радостно, тепло и торжественно. Наверное, еще и потому, что праздник Рождества Христова связан с Новым годом, и здесь нет большого противоречия между гражданским и церковным обществом, в этом празднике церковные и внецерковные люди объединяются. И поэтому Рождество всегда праздновалось особо – мирно, тихо и благодатно. И еще для меня с детства запомнилась Страстная неделя. Моя мама на это время всегда брала или отгулы, или отпуск. На всю эту неделю она уходила в храм, жила в это время при храме – вместе с другими женщинами прибирались, готовились к Пасхе. Я помню, когда я был совсем маленьким, меня в форточку закидывали в пространство между двумя церковными рамами, куда никто не мог добраться, и я мыл окна изнутри. Церковь у нас была небольшая, стояла на другой стороне реки. Помню, когда я учился в 11 классе, в Великую субботу уже вот-вот должен был начаться ледоход, и я побежал в церковь по льду. Провалился в полынью, но все-же как-то дошел до храма, а за время пасхальной службы река уже полностью открылась, и нас перевозил домой катер. Конечно, самые любимые для меня – эти два главных церковных праздника, и эти дни – рождественские и пасхальные, являются особыми для каждого человека.

- В конце минувшего года прошел архиерейский собор. Изменилось ли что-нибудь после него в церковной политике?

- Одна из тем, которые поднимались на соборе – это коммерциализация духовной жизни. Это одна из самых страшных бед современности. Порой, бедный человек не хочет идти в храм, потому что у него нет денег купить свечку или заплатить за поминание. Поэтому сейчас в храмах Ярославской области мы отменили цены за требы. Люди сами решают, какую именно сумму они могут пожертвовать церкви. И хотя после введения этой системы доходы некоторых больших приходов уменьшились, думаю, что через какое-то время все должно прийти в норму. Любой приличный человек, приходящий в храм, внесет свою лепту по мере сил, но цены за благодать быть не должно.

- В последнее время в Ярославле позиция Православной Церкви стала более активной. Можно сказать, что священники выходят из храмов и идут в народ…

- Моя позиция такова, что священник не должна ограничиваться только рамками богослужений, он должен уметь разговаривать с людьми, давать ответы на вопросы повседневной жизни, не уходить и не зарываться от тех проблем, которыми живут его прихожане. Мы стараемся, по мере сил, врачевать болезни и язвы современного общества. Например, боремся с такой страшной бедой, как наркомания. У нас есть несколько общин, которые работают с такими людьми. Одна из них создана при храме в селе Лучинском. Мы стараемся загрузить их трудом, вовлечь в церковную, богослужебную жизнь, занять их интеллект чем-то полезным. Также ведем и разъяснительную работу по поводу различных сект, возникающих на территории нашей области. Мне очень отрадно, к примеру, что сейчас на въезде в Ярославль со стороны Москвы стоит православный крест, а не висят сектантские плакаты, которые были там раньше. Другая проблема, с которой мы пытаемся бороться - это развращенность общества. Мы стараемся работать с детьми и подростками, чтобы в школу вошло сознание о Боге или о православной культуре, на которой выросла и наша литература и наше искусство.

- Иногда в работе с молодежью у Церкви появляются, прямо скажем, нетрадиционные формы. В печати мы читаем о православных рок-фестивалях, православных кафе и даже дискотеках. Ваше отношение к этому явлению современности?

- Мы принципиально считаем, что неизменяемая часть церковной жизни – это богослужение. То есть мы не имеем никакого права вмешиваться в догматический слой Церкви – в ее вероучение. А все то, что стоит за рамками литургической жизни, это можно выстраивать так, чтобы человек обратился к Богу. У нас в Ярославле существует православный молодежный клуб, мы пытаемся занять ребят краеведением, физическим воспитанием – у нас там есть маленький спортивный клуб. В каникулярное время организовываем походы. Мы не являемся такими строгими консерваторами, и если молодежи хочется потанцевать, то почему они должны идти на дискотеку, где полно курева, пива, мата, если можно устроить подобное мероприятие вполне благопристойно? Но при этом, конечно, нужно найти золотую середину, и это уже дело старших, как это отрегулировать – не идти на поводу у страстности, у бездумной романтичности молодежи, а направить порывы юношества в благотворное и полезное русло. Мы стараемся дать детям почувствовать вкус добрых и полезных дел, радость от труда. Наш молодежный клуб участвовал в субботнике в Соловьевской больнице. Вместе с клубом юных моряков в прошлом году поставили памятный знак святому праведному адмиралу Федору Ушакову на месте его крещения, прошлым летом по Переславскому району в рамках молодежного съезда прошел крестный ход. Мы стараемся наших детей держать в лоне Церкви и объяснять, что Церковь – это жизнь. Но наша задача – делать это без насилия и морализаторства, а так, чтобы сама церковная жизнь стала притягательной и для молодежи, и для более взрослых людей, и тогда они сами придут в Церковь.

- Ваше высокопреосвященство, хотелось бы, чтобы в эти светлые пасхальные дни Вы обратились со страниц нашей газеты к тем людям, которые, может быть, еще не стали церковным обществом, но с сочувствием относятся к вере и Православной Церкви.

- Прежде всего, хотелось бы пожелать им обрести Христа. Потому что жить без Христа страшно, жить без веры в Бога страшно, а с Богом можно перенести любые невзгоды и несчастья и при этом сохранить ощущение жизни, и радость восприятия бытия. Я бы хотел напомнить всем, что Церковь – это жизнь, Бог – это жизнь. Это не смерть, не какие-то одни ограничения или сугубо замкнутая сфера. Церковь – это веяние духа Божьего, которое присутствует везде. И каждый из нас должен прочувствовать это на себе, потому что Христос пришел для каждого из нас. Когда мы понимаем, что ради меня лично Бог пришел в этот мир, перетерпел человеческие страдания, скитания, предательство, распятие, и что ради нас Он совершил этот подвиг спасения, то мы осознаем, что мы тоже должны Ему что-то отдать. Каждый из нас несет в себе достаточно много всего тяжелого и непростого. Нет человека без греха. Но, как говорят святые отцы, разница между грешником погибающим и грешником спасающимся только в одном: в решимости. Люди верующие спасаются тем, что они находят помощь и поддержку в обращении к Богу. А другие не желают это видеть, не находят Бога и становятся по ту сторону от церковной ограды. Христос это жизнь, и наша жизнь должна быть со Христом. И когда мы определим этот основной постулат своей жизни, тогда Бог нам даст все необходимое, для того, чтобы почувствовать себя близкими Ему.

10.05.05

На вторник Фоминой недели, т. е. второй недели после Пасхи, установлено пасхальное поминовение усопших. В этом году Радоница выпадает на 10 мая. Поминовение это означает, что мы, живущие, разделяем праздничную радость с теми нашими родными и близкими, которые упокоились в свое время с надеждою на будущее Воскресение. Само слово "Радоница" означает "просветленная, блестящая". Святая Церковь отмечает Радоницу заупокойными богослужением, которые проникнуты светлыми пасхальными мотивами. Пользуясь случаем, хотим напомнить, что в годы безбожия среди нашего народа утвердилось обыкновение посещать кладбище в сам день Пасхи. Таким образом власть стремилась отвадить крещеных людей от посещения храмов в день праздника. Но сердечная грусть, которая сопровождает наши воспоминания об усопших, не должна проявляться во всерадостный день Светлого Воскресения Христова. Поэтому будем держаться в этом, как и во всем остальном, церковной традиции.

Магистр богословия О.М.Сенин


Церковная лепта

Ровно год назад в ярославской деревне священника, отца Григория Королева, избрали председателем колхоза. Конечно, не от хорошей жизни: мужиков в деревне почти не осталось, обратились к батюшке как к последней надежде. По России это не первый случай. И уже перестали пестрить газетные полосы и местного и федерального уровня этой «новостью». Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл уверен: «Сегодня не должно быть сугубо церковных дел. Нужно работать за церковной оградой».

Что думает о пастыре паства, я услышала в Борисоглебе. В небольшом поселке неподалеку от Ростова Великого стоит монастырь XIV века. Сартр, увидев его, был потрясен: «Нигде в мире я не видел подобной обители. Это выше романских монастырей Франции». Здесь был крещен Иван III, часто бывал Иван Грозный… В смутное время Минин и Пожарский перед походом на Москву заезжали в монастырь, чтобы получить благословение у старца Иринарха.

В монастырском храме много людей. После службы останавливаются обсудить новости, поговорить о жизни. Речь заходит и о владыке Кирилле, который недавно приезжал в Борисоглеб по случаю десятилетия восстановления монастыр: «Хороший владыка, светлый… И такой труженик». Обсуждался и архиерейский дом, который, как кто-то слышал, архиепископ отдал под православную школу. Народу такое нестяжательство нравилось. Правда, сам владыка эту тему развивать не захотел и был краток: «Когда мы открывали в Ярославле гимназию имени Святителя Игнатия Брянчанинова, у города помещения для нее не нашлось. А желающих учиться в ней было очень много. Пришлось потесниться». Это не самая важная проблема, и владыка Кирилл не хочет на ней останавливаться, хотя и замечает: «Нам сегодня негде развиваться. Храмовые постройки возвращают, но негде устроить воскресную школу, негде поговорить с прихожанами. Бордель устроить в церковном доме - нет проблем, а отдать под церковный музей - нельзя. Частная собственность…».

Главную проблему архиепископ Ярославский и Ростовский видит в другом: мир в церковь вошел, но церковь в мир не вошла: «Мирской дух, влияние мира очень чувствуется в церкви. Человек входит в церковь с понятиями светскими, гражданскими. А церковь консервативна, верна традиции. Если бы она поддавалась духу времени, она бы не сохранилась. Сегодня люди в церкви есть, но они не понимают, как нужно относиться к церкви. А воспитывать их зачастую некому. Это важнее, чем отсутствие каких-то материальных возможностей. У меня сегодня нет никаких проблем в том, чтобы взять храм – кроме музейных, в Ярославле, в Переславле. Проблема в том, кто будет служить. Нужен священник, который будет не только проводить службы, но и станет путевождем для общества. Общество требует от священника именно этого. Сегодня количество храмов не соответствует числу подготовленных церковных людей».

На этой земле с ее богатой историей, с ярославским православным календарем, в котором 182 святых, кажется, не может быть ничего Нового. Когда-то святитель Димитрий Ростовский, назначенный на Ростовскую кафедру в 1702 году, увидев невежество некоторых священников, открыл в Ростове и за свой счет содержал духовное училище. Есть ли особая ответственность в том, чтобы служить в храмах, пороги которых многократно истирались стопами святых, как говорил о храмах епархии святитель Филарет Романов, отец первого русского царя? «Ярославская область – это одно сплошное чудо. Ростов Великий, Углич, Переславль, Романов-Борисоглебский, Пошехонье…Это родина Сергия Радонежского и Александра Невского. У нас 182 святых, которые здесь родились, здесь просияли, здесь утверждали православие». Не забывая о славном прошлом, владыка Кирилл все же больше говорит о бесславном настоящем ярославской земли. Это его боль и забота. «Ярославская епархия - это 300 приходов с монастырями, 300 мест молитвы. У нас есть приходы, где на храм не более десятка домов. Есть деревни, где живут только дачники. Село вымирает... Мужиков почти не осталось, спиваются. Вот отец Григорий стал председателем колхоза. Итоги его работы подводить рано, еще только год прошел. Но одно точно: не будет пьянствовать и воровать – если, конечно, там можно еще что-то украсть... А вообще люди в угнетенном, униженном состоянии. Такая апатия, что можно задавать вопрос: сохранился ли народ?». Может ли церковь помочь людям? Архиепископ Ярославский и Ростовский уверен в этом. К церкви, замечает он, порой относятся, как к действующему музею. А она может сильно и ярко работать в разных социальных сферах – насколько это позволяет церковное сознание. «Государство через церковь может осуществить многие проекты. Опыт есть. Да и доверяют церкви больше, чем другим общественным институтам. Нередко к священнику человек приходит тогда, когда ему уже больше идти некуда. Когда он больше никому и ничему не доверяет. В нашей епархии храмы сейчас открыты в течение всего дня, а раньше закрывались сразу после службы. Непонятная вещь - как на церкви может висеть замок? Почему сектанты имеют такой успех? Они разговаривают с людьми. А нам нередко мешает лень и боязнь священников и православных мирян говорить с людьми.

Священник не должен замыкаться внутри церкви. Он должен общаться с молодежью, приходить в эту среду. У нас в области в прошлом году прошел молодежный крестный ход. На священника в кроссовках во главе молодежи некоторые смотрят, как на чудака. Зачем ему это – рюкзаки, лодки, гитары? Это нормальная, веселая жизнь, но связанная с Богом. Жизнь, наполненная идеей, духовным смыслом. Сегодня нашему человеку не хватает любви. Над ним постоянно проводят какие-то эксперименты, он брошен, он никому не нужен. Именно этого не хватает – ощущения, что тебя ждут и любят, к тебе относятся, как к самому близкому и родному. Везде - на работе, в семье, в школе… Приходя в церковь, он должен ощущать, что двери храма открыты именно для него».

Наверное, определяющим в его жизни стало детское ощущение, что двери маленькой деревенской церкви были открыты именно для него. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (в миру Михаил Васильевич Наконечный) родился в таежном поселке Верхнечусовские городки, в Пермской области. Когда-то здесь были соляные промыслы Строгановых. В семье было шестеро детей. Отец - рабочий, мать – медсестра. Старшие братья подрабатывали на каникулах: родительской зарплаты хватало только на самое необходимое. Телевизор, как вспоминает владыка, купили, когда он, младший, учился уже в десятом классе. Семья была верующая. Мать, Ольга Васильевна, всем своим детям привила любовь к Богу. В церковь ходили за несколько километров, вставали в 5 утра… «Конечно, зимой было трудно. Но радостно. В школе у меня проблем не было. Были прекрасные отношения с ребятами, с учителями. Но у школы были проблемы со мной: пионером я был, очень хотелось быть, как все. А в комсомол ни я, ни мои братья не вступали». Проблемы с верующим учеником у педагогического коллектива были нешуточные. Директор потерял работу. Потом из школы хотели выгнать «неправильного» ученика.

«Несмотря ни на что, у меня не было и нет отрицательного отношения к власти, к обществу, в котором я жил. Потому что заступился за меня именно школьный парторг. Она рисковала партбилетом, но отстояла меня, и я остался в школе». Правда, вместо аттестата (с приличным средним баллом 4,8) ему дали лишь справку об окончании школы. «Я никогда не думал о том, что стану священником. Хотел быть военным. Мы все об этом мечтали. Девять моих одноклассников пошли после школы в военные училища. Я думаю, давление в школе оказало влияние на мой выбор. Мне в церкви было хорошо и интересно, а в школе говорили, что там все плохо…». На человека с характером давить не стоит. Не в силе Бог, а в правде, говорит пословица. Он и пошел туда, где была правда, а не сила. Через два года после школы, в 1980 году настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора во Владимире архимандритом Алексием (ныне архиепископом Тульским и Белевским) он был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.

Потом - Московская духовная семинария, служба в храмах Владимира, Кишинева, Тулы… В 2000-м году постановлением Патриарха и Священного Синода определен быть епископом Тульским и Белевским, а через два года, в октябре 2002 - епископом Ярославским и Ростовским. Но детская мечта стать офицером, по словам владыки, вовсе не противоположна тому, что состоялось в жизни. «Дух патриотизма прививали и в школе, и дома, и в храме. Не было противоречий в том, что касалось службы в армии, защиты родины. В Пермской области есть праздник Стефана Пермского – как раз 9 мая. В храм приходили ветераны с орденами. Это наша общая история, наша жизнь. Православная церковь никогда не учила не любить свою землю, свою культуру, свой народ.

Перед нами стоит еще одна важная задача. Либеральное сознание, внедряемое сегодня, лишает человека представления о том, ради чего он работает и живет, какова его главная цель. Не случайно оно полно недоброжелательности к церкви, даже когда она не делает чего-то общественно значимого, яркого, сильного, что совершенно необходимо. Я думаю, власть с помощью церкви могла бы идеологизировать свою деятельность. Человек сегодня не чувствует гордость за свою страну и историю, перестает радоваться тому, что он здесь живет. Когда он увидит, что его труд востребован, достойно оплачивается, к нему относятся с уважением и христианской любовью, как к самому главному на этой земле, он очнется, поверит в свои силы. Дать человеку возвыситься - это государственная задача. А Церковь может внести свою лепту в эту работу».

09.05.05

9 мая, в день всенародного празднования нашей славной победы в Великой Отечественной войне, Православная Церковь совершает поминовение воинов, сложивших свои головы на поле брани за Отечество. Истоки той великой победы заключались в твердости и стойкости духа как наших солдат, так и всего нашего народа, который прославился своим ратным героизмом. Вспомним, что уже в первый день войны Церковь благословила нашу армию и народ на победоносный разгром врага. Так маршал Борис Михайлович Шапошников, бывший начальником Генерального Штаба, носил образок чудотворца Николая и каждый день молился о спасении страны. В это трудное время советское правительство в лице Сталина обратилось за помощью к Церкви, т. к. пришло осознание, что без веры нашему народу такого страшного врага не одолеть. В 1943 г. после долгого перерыва был избран патриарх, стали открываться храмы.

Накануне 60-летней годовщины Победы мы поздравляем всех ветеранов - этих стойких ратников последней войны, которая была обретена не только жизнями и кровью героев, но, в равной мере, заступничеством и помощью Божией, дарованными в ответ на не смолкавшие молитвы всего нашего крещеного народа. Здравия вам, спасения и на всякое доброе дело благого поспешения! Вечная память воинам, защитникам и освободителям!

Сообщаем, что по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла в городе создан и действует православный миссионерский центр "Колокол". Приглашаем туда всех тех, кто находится в поиске истинной веры, кто осмысленно и серьезно ищет свое место в православной церкви. Центр осуществляет информационно-разъяснительную работу о деструктивных тоталитарных сектах и нетрадиционных религиозных культах, оказывает помощь жертвам этих сект и отстаивает права православных верующих на основе существующего законодательства. Центр проводит прием по вторникам и субботам с 11 до 16 ч. в помещении при Сретенском храме по адресу: Депутатский переулок, д.4. тел. 72-83-05; 30-91-27

Магистр богословия О.М.Сенин


«Я благодарен Богу, что остался жив в этой страшной войне»,- так сейчас говорит, вспоминая свои военные годы, Владыка Михей (Александр Александрович Хархаров) , архиепископ Ярославский и Ростовский. Для него тогда студента медицинского института, только что окончившего первый курс, война началась в Ташкенте, где он был призван в ряды Советской армии. Владыка сейчас уже не помнит ни имени, ни фамилии комбата, который, оправляя на операцию, всегда говорил, вздыхая: «Ну, с Богом!». С Богом для Владыки даже в суровые, страшные военные будни было все: соблюдал посты, хранил Евангелие и молитвослов. Эти священные книги прятал под ремнем, скрывала гимнастерка. Раз пришлось ползти попластунстки, на Евангелие не поползешь – оставил в вещмешке. Это было обнаружено. Хархарова вызывали, расспросили. Но отнеслись снисходительно. Никакого взыскания не получил. Все однополчане знали про верующего Александра. Отношения были нормальными. Все сглаживал миролюбивый характер владыки Михея. Первое боевое крещение Владыка Михей узнал в Пскове. Рассказывает, что обстреливали немцы их с соборной колокольни. Потом в его боевом пути были многочисленные города России, Эстония, Австрия, «Медаль за город Будапешт», война закончилась в Берлине. Одна из дорогих наград – медаль «За отвагу». В своей жизни он видел маршалов Конева и Толбухина. Многое было за эти четыре года. Был и Парад Победы на Красной площади. Но главное, признается Владыка: « Всегда молил Бога ни в кого не попасть, ни убить. Я в ни в кого не стрелял, и в меня никто не попал».


Протоиерей Сергий Вишневский – живая легенда Ярославской епархии, священник старой, уходящей эпохи. Особо отличает его ревностное служение. За свою жизнь не один храм восстановил. В последние годы имеет особое попечение о церкви села Флоровское, где когда-то служил его дед. В ряды Советской Армии отца Сергия призвали в 1943 году. Но в боевых действиях он не участвовал. С юмором повествует он о «сражениях былых времен». Помимо рассказа о борьбе и преодолении трудностей, отец Сергий может повести беседу о самых прозаичных вещах – например, о том, как не хватало еды и однажды пришлось воровать тушенку. В жизни было все. Но навсегда отец Сергий сохранил бодрость духа и радостное, светлое отношение к людям, а также - приближаясь к завершению восьмого десятка лет - колоссальную молодость. Еще он воспитал сыновей, один из которых продолжает его дело - служит в священническом сане.

07.05.05

600 лет явления Молченского образа Матери Божией

600 лет назад в русском городе Путивле явился чудотворный образ Божией Матери. Древние предания связывали появление образа с монашескими обителями вокруг города. Однако, новоявленный образ стал помогать жителям города, исцелевая в болезнях и помогая в скорбях. Икона была невероятно почитаема и имела множество списков. Как говорили в летописях "по грехам нашим" оригинал образа был утерян, по одному из преданий в 1591 году при нашествии крымских татар.

Прямо напротив города Ростова на берегу озера Неро, с незапамятных времен находится богатое село Угодичи. Два церковных здания до сих пор украшают силуэт озерного берега со стороны Ростова. Настоятель одной из них, самой большой и богатой, священник Феодор Карашев выпустил о своем храме книжечку: "Краткое описание храма в селе Угодичи и замечательной святыни его". В книге, впервые дается описания нашего ростовского списка с чудотворной Молченской иконы Богородицы, поначалу достаточно скромное: "По левую сторону арки, у левого предолтарного иконостаса. О времени происхождения сей иконы точных письменных указаний нет". Тем не менее, в дальнейшем, отец настоятель пересказывает устное предание о том что образ появился в Угодичах при владельце села князе Томиле Луговском, когда этот князь вернулся из польского плена. Более того, в книге приведены отрывки из рукописи, посвящённой чудесам Божией Матери, происшедшим в Ростове. В этих выдержках рассказывается о знамениях от иконы и происшедших исцелениях. Заканчивая описание этой иконы, отец Феодор такими словами: "Этот образ издавна называется среди прихожан чудотворным и пользуется большим почитанием". Остаётся добавить, что икона была богато украшена, оклад на ней был серебренным, он был позолоченн и украшен драгоценными камнями.

Без сомнения первым, кто высказал предположение, что ростовский список может являться подлинным, потерянным в Путивле чудотворным образом Божией Матери был краевед, историк и писатель "крестьянин села Угодич" Александр Яковлевич Артынов. В подкрепление этой своей версии, он писал, что князь Томила Луговской нашёл Угодичский образ по особому откровению. К сожалению, верить на слово Александру Яковлевичу нельзя, воображение у него было очень богатое, а ревность о ростовских святынях столь сильная, что он не стеснялся сам додумывать некоторые детали.

Одним из первых, кто обратил внимание на древний Ростов как средоточие намоленных мест, как на город глубоких исторических пластов русской веры и благочестия был граф Михаил Владимирович Толстой. Свою книгу он так и назвал "Святыни и древности Ростова Великого". По словам Артынова, граф в 1966 году посетил Угодичи. Рассматривая почитаемый Молченский образ, он сказал, что по древности и характеру письма угодичская икона вполне может быть той самой иконой из Путивля. Все время до революции Ростовская Молченская икона считалась покровительницей села Угодич. В фондах ГМЗ "Ростовский кремль" хранится гравюра, изображающая село и, а над ним Молченская икона Богородицы.

Свое название Молченская, через "е" она приобрела в силу того, что в нашем регионе ударение падает на "о". На Украине и в святцах образ называется "Молчанская".

священник Александр Парфенов


Вышла в свет брошюра "Благовещенская церковь", посвященная истории соименного храма в Тутаеве (бывшем Романове - Борисоглебске). Авторы и составители - Н. Гудково и Л. Кузьмова - провели на основании старинных документов и воспоминаний старожилов исследование, результатом которого и сталаэта небольшая книга. Впервые открыты новые страницы жизни романово - Борисоглебской церкви. Главная находка - факт посещения в 1907 году Благовещенского храма святителем Тихоном, возглавлявшим в то время ярославскую архиерейскую кафедру. Брошюра содержит немало старинных и современных иллюстраций.

06.05.05

Храм на набережной.

Красивая набережная Волги. Именно на ней, чуть в стороне ровно 260 лет назад был воздвигнут зимний Вознесенский храм рядом с летней Благовещенской церковью. Немного приземистый дошел он до наших дней. Несколько раз перестраивался. Доподлинно известно, что нынешнюю колокольню в храме проектировал Андрей Михайлович Достоевский. Храм переоборудловался в последней трети 19 века иждивением ярославского купца М.И. Вахромеева. На средства коллежского ассесора С.М. Незнамого был устроен в храме придел в честь Митрофана Воронежского, местонахождение которого сейчас неизвестно. С тех самых времен Вахромеев остался наиболее известным ктиторам этой церкви, где в советские годы была артель, проживали прямо в алтаре рабочие. Храм использовался под жилье. Все закончилось складским существованием. И как принято говорит в таких случаях, в конечном итоге все вернулась на круги своя. В 90-х годах храм был передан верующим, начались восстановительные мероприятия. Сейчас настоятель храма - иерей Алексей Авксентьев. Все время переживает о не посещение храма прохожими. Все как-то мимо. В храм заходят мало. Хотя с приходом потепления народ заметно потянулся на набережную. Но зато приход хоть небольшой, но состоявшейся.В епархии слывет интеллигетнейшим. От того, что церковь практически всегда посещают одни и те же прихожане, от этого создается впечатление домашности, теплоты. В простой день в храме леса, ведутся восстановительные работы. Продолжается реставрация четверика: удивительная, прекрасная живопись 19 века, которая завораживает, если поднять голову вверх. Работ еще очень много, как и всегда возникающая параллельная фраза, за не имением у прихода значительных средств. Поэтому масштабность работ то вспыхивает, то затухает. Хотя с большой гордостью настоятель храма показывает проект восстановленного, как должно быть. Но до этого еще далеко. Да и Вахромеевы уже перевелись. Хотя с Божией помощью дела идут. И мир не без добрых людей. Год назад именно к престольному празднику Вознесения по благословению Владыки Кирилла и с его поддержкой было приобретено 5 колоколов. Теперь на звоннице Достоевского их 7. А когда-то на этой колокольни висел колокол более 2 тонн. А сейчас вес самого большого достигает 130 килограммов. Теперь колокольный звон плывет над спящим городом, вызывая недовольство некоторых людей, живущих в домах поблизости. После некоторых стычек все было мирно урегулировано. Так колокольный звон в древнем православном городе плывет и над Волгой.

Еще одна гордость отца настоятеля – приход становится семейным. Только за последний год родилось пятнадцать детей, которое в семье были уже вторыми, третьими и четвертыми детьми. На этой цифре, шутят в Вознесенском храме, не остановятся, это еще не предел. Жизнь продолжается…

03.05.05

Поздравляю всех вас с Великим и всерадостным праздником Светлого Христова Воскресения - Пасхой Господней.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В этот торжественный день шлю всем Благословение Божие и пожелание прожить это грядущее лето в мире, благополучии, во всем том благом и добром, что Христос оставил нам своей жизнью на земле, своим трехдневным Воскресением. Пасха Христова - это избавление человечества от всяческого зла. И Христос принес нам на землю именно это избавление, избавление от греховных устремлений, избавление от всего того тяжкого и тягостного, что мы проходим в этой жизни. И поэтому Пасха Христова - этот наш свет, это наше будущее, это наша жизнь. Для тех, кто не сораспинался со Христом в эти дни, не может быть и совоскресения с Ним.

Сегодняшний день, когда Церковь Христова призывает всех - и постящихся и непостящихся праздновать это великое и радостное торжество - все должны проникнуться этой великой Славой, Славой Божества и этими великими, всерадостными и всеутверждающими жизненными словами ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, дорогие!

Пусть Пасха Господня, свет Её озаряет все дни нашей с вами жизни. С праздником всех вас поздравляю.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

КИРИЛЛ, АРХИЕПИСКОП ЯРОСЛАВСКИЙ и РОСТОВСКИЙ

Ваши предложения и пожелания по работе сайта сообщайте по адресу: [email protected]
Ссылка при использовании материалов сайта обязательна.
©Ярославская Епархия 2004г