О жизни обители после 1917 года, достаточными сведениями в настоящее время, к сожалению, монастырь не располагает. Были бы очень благодарны всем, кто имеет доступ к архивным документам, за предоставление документальной информации.

Известно лишь, что в 1918 году наместником монастыря был архимандрит Анемподист, который 15 июня 1918 года писал Святейшему Патриарху Тихону: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко, Всемилостивейший Благодетель мой о Христе Иисусе. Аще Господу Богу угодно, то благословите мне проездом в Москву 4 июля остановиться в Сергиево-Троицкой Лавре на праздник Преподобного Сергия. Мое сердечное желание зреть Вас, принять участие в молитве с Вами и с сердечным чувством благоговейнейшаго почитания и глубокой сыновней преданности смиреннейше повергнуть себя к Святым стопам Вашим, как избраннику Божию, истинному сыну Церкви, сотворившему свое любвеобильное сердце храмом Божиим и жилищем Духа Святаго, Который возвестил людям избрать Вас на Патриарший Престол Вашими устами возвещать волю и учения. Имею счастие доложить Вашему Святейшеству, как печальнику Русских обителей, что у нас в Святой обители Пресвятыя Богородицы до настоящаго дне обстоит благополучно. Вашего Святейшества Всенижайший послушник недостойный и многогрешный Архимандрит Анемподист. 15 июня 1918г. Толгский монастырь».

В октябре того же года была произведена опись всего имущества монастыря, составлено соглашение, содержание которого заключается в том, что насельники Толгского монастыря приняли все это имущество от Ярославского Совдепа в бессрочное, бесплатное пользование на определенных условиях. Летом 1920 года в Толгу приехала группа учеников из Ярославля. Коммунистическая власть, чтобы как-то поддержать детей школьного возраста в голодное время, вынесла решение отправлять их в сельскую местность на летние школьные каникулы. После этого первого выезда на Толгу, они стали проводиться каждое лето. В 1923 году Ярославские власти решили в Казанском девичьем монастыре открыть дом крестьянина. Все монахини, а их было тогда до 300 человек были выселены без предоставления какого-либо помещения. Многие разъехались по стране и немало их поселилось в Толгском монастыре, хотя он и был тогда мужским. Поселились они в монастырской гостинице, часть которой была занята богадельней и приезжавшей на лето вышеупомянутой школьной колонией. Монастырь продолжал жить и в этих условиях до 1928 года, а в 1929 году с его звонницы были сброшены колокола.

Из имеющейся в монастыре копии протокола заседания партийной фракции Губсовета безбожников о состоянии работы по ликвидации Толгского монастыря от 28 декабря 1928 года видно, что народ любил эту обитель. Было собрано полторы тысячи подписей против закрытия, а «если решат закрыть, то будем силой отстаивать свой монастырь».

В начале 30-х годов советское правительство решило построить в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское гидроэлектростанцию. Плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря. С 1932 года выезды школьной колонии сюда прекратились. Монастырь был полностью выселен. Остались свободными все его здания и храмы. И монастырь был выбран властями для организации в нем управления строительством, так как в те годы вокруг были только деревни, поля и леса. Сюда на Толгу стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи. В Толгском монастыре для испытания действующей модели будущего гидроузла был выбран Введенский собор и рядом стоящая звонница. В центре собора, от алтаря до западной стены, соорудили огромную белую плиту. У алтарной стены (на месте иконостаса) построили макет плотины. Для выхода отработанной воды в полу собора пробили отверстие, а в его подклети установили огромную бетонную ёмкость. Рядом с колокольней в маленьком кирпичном сооружении (сейчас иконная лавка) установили два насоса. На колокольне был сооружен огромный металлический резервуар.

Насосы нагнетали воду в резервуар, откуда она самотеком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, на бетонную плиту. После этого по трубе сливалась в бетонную емкость под полом собора. Проведенные исследования грунта в Ярославле дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Волгострой перебрался на новое место, но монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, не имевших по той или иной причине жилья. Занятыми под жилье оказались не только кельи, но и все крепостные башни. В части Никольского храма построили второй этаж. Жители приспосабливали неудобные для жилья помещения, прорубая новые окна и закладывая старые, а то и просто увеличивая их. Прорубали новые двери, срубали своды и карнизы.

Сразу после отъезда Волгостроя, т.е. в 1936-37 годах, в монастырь приехали новые хозяева – воспитатели и воспитанники школы ФЗУ Наркомюста, в последствии детской колонии НКВД. Ее разместили в здании монастырской гостиницы, в которой уже не было ни богадельни, ни школьного лагеря. Гостиница расположена снаружи, за северной стеной монастыря, и была построена при наместнике монастыря архимандрите Павле в 1882 году.

На рубеже 60-х годов рядом с монастырем развернулось строительство. Бывший его хозяйственный двор с постройками и гостиницей и большая луговина на левом берегу речки Толги были обнесены бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Так началось создание исправительной колонии малолетних преступников. Для персонала построили рядом каменный двухэтажный дом. Есть сведения, что на его фундамент брали каменные памятники с уничтоженного монастырского кладбища. Впоследствии там вырос поселок, куда переселялись из монастырских зданий работники колонии. Последние жители обители, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 году.

Шесть десятилетий молчала обитель, ее духовная жизнь замерла на долгие годы. Между тем, приближался большой православный праздник 1000-летие крещения Руси, который было решено отпраздновать в июне 1988 года. А в сентябре появилось сообщение, что Толгский монастырь передается верующим.

Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря учреждена первая женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были закрыты все православные женские монастыри).

Обитель в момент передачи Церкви находилась в состоянии крайней заброшенности. Большая часть построек – замечательные памятники русской архитектуры пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью были утрачены настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. Частично сохранившиеся стены давали лишь смутное представление о когда-то величественном монастырском ансамбле. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.
С помощью Божией, вопреки трудностям, восстановительные работы начались, стали собираться и первые насельницы, которых не устрашила временная неустроенность монастырского быта.

Предыдущая страница Следующая страница

Явление Толгской иконы Божьей Матери

Основатель монастыря блаженный епископ Трифон

Краткая иконографическая схема Введенского собора

Летопись Толгского монастыря

Контактная информация

Ваши предложения и пожелания по работе сайта сообщайте по адресу: [email protected]
Ссылка при использовании материалов сайта обязательна.
Купить воздушныи конденсатор чиллера. . Косметология лица отзывы важных вопросов о чистке лица врачу косметологу.
©Ярославская Епархия 2004г